lhardjes (lhardjes) wrote in ua_integral,
lhardjes
lhardjes
ua_integral

Categories:

Далай Лама: "Вызов других религий"




Отрывок из новой книги Далай Ламы, впервые на русском:

Как нам придти к религиозному плюрализму так необходимому в современном мире, оставаясь преданными своей собственной вере? Далай Лама предлагает свое решение.

Для многих религиозных людей, принятие законности других традиций и вер представляет серьезный вызов. Принятие того, что другие религии легитимны, может восприниматься угрожающим целостности своей собственной веры, так как влечет за собой признание эффективности других путей. Преданный буддист может чувствовать, что принятие им других духовных путей, как имеющих такую же силу и обоснованность, утверждает существование других способов достижения Просветления, отличных от тех, которым учил Будда. Мусульманин может чувствовать, что принятие других традиций, как легитимных, потребует отказаться от веры в то, что Бог передал откровение Пророку, как написано в Коране, и являющееся завершающим откровением высшей истины. Сходным образом, христианин может чувствовать, что принятие им истинности других традиций, подвергнет опасности его основную убежденность в том, что только Иисус Христос является единственной дорогой к Богу. Поэтому встречи с другими верами, которых уже не избежать, от которых не отговориться, представляет из себя серьезный вызов глубинным убеждениям.

Это все поднимает очень важные вопросы:

Может ли глубокая преданность своей собственной вере сосуществовать с принятием истинности других религий?
Из перспективы того, кто сильно и глубоко убежден в своей собственной традиции веры - возможен ли религиозный плюрализм?

Однако, без возникновения настоящего духа религиозного плюрализма, нет надежды на развитие гармонии, основанной на истинном межрелигиозном понимании.

Исторически, религии проделали длинный путь, даже ведения войн, для навязывания своих версий того, что является единственным верным путем. Даже внутри своего собственного "загона" жестоко преследовались все еретики и отступники, которые могли подорвать неприкосновенность истин и постулатов той или иной веры. Весь дух миссионерской деятельности - то есть идея активного обращения из других вер или неверующих - покоится в идее донесения "единственного верного пути" тем, чьи глаза еще не открыты. В определенном смысле можно даже сказать об альтруистических мотивах, лежащих в основе этого стремления обратить других в свою веру.

Если принимать в расчет историю и понимать конфликты, ощущаемые религиозными людьми между сохранением целостности своей собственной веры и принятием плюрализма - возможно ли вообще возникновение настоящей межрелигиозной гармонии, основанной на взаимном понимании? Исследователи религии говорят о трех различных способах, при помощи которых последователь определенной традиции может относиться к существованию других вер.
Первый - прямолинейное исключение: позиция, при которой единственно истинной является только своя вера, все другие религии и традиции отбрасываются по умолчанию. Эта точка зрения наиболее распространена среди приверженцев религиозных традиций.
Вторая позиция -частичного включения, посредством признания частичной истинности других вер, но утверждения о том, что их истины уже содержаться внутри их собственной традиции - исторически этот подход можно продемонстрировать отношением христианства к иудаизму, отношением Ислама как к иудаизму, так и христианству. Хотя это и более толерантный подход, но в нем в конце концов все же заложено утверждение об ущербности и неполноте других традиций. И в завершении существует плюрализм - утверждающий обоснованность и законность всех вер.

Таким образом, исходя из всех этих соображений, каким образом последователю определенной традиции относится к вопросу о легитимности других религий? На доктинальном уровне это вопрос о том, как объединить эти две кажущиеся конфликтующими перспективы, которые имеют отношение к религиозным традициям мира. Я часто характеризую эти две перспективы как "одна религия, одна вера" против "много вер, много религий". Каким образом преданному человеку примерить перспективу "одна вера, одна религия", которую провозглашает свое собственное учение, с перспективой "много вер, много религий" - которой несомненно требует реальность современного мира?

Как и многие верующие люди, я соглашусь с тем, что определенная версия исключения - принцип "одна истина, одна вера" - лежит в основе большинства великих мировых религий. Более того, однонаправленная преданность своей собственной традиции требует восприятия того, что эта выбранная вера представляет из себя высшее религиозное учение. К примеру, для меня - Буддизм - лучший, но это совсем не означает, что он лучший для всех. Конечно же нет. Для миллионов моих спутников по жизни, теистические формы представляют собой лучший путь. Поэтому, в контексте индивидуального практика, концепция "одна истина, одна религия" остается наиболее подходящей. Именно она дает силу и однонаправленность на духовном пути. В тоже время, очень важно, чтобы практик не был эгоцентрически привязан к его вере.

размещен здесь
Tags: Далай Лама, буддизм, религиозный плюрализм
Subscribe

  • (no subject)

  • Индивидуальное и социальное

    Индивидуальное и социальное в интегральной концепции Кена Уилбера. (Анализ 7-й главы книги "Интегральная духовность"). Уилбер начинает…

  • ГЕНПО РОСИ.

    В отличие от Марка Гафни, я искренне желаю этому человеку успехов на том пути, который он выбрал. И пусть его намерения воплотяться в жизнь! Стать…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments