Previous Entry Поделиться Next Entry
"В поисках времени" Джон Лерер.
lhardjes wrote in ua_integral
Джон Лерер автор книги "Как мы принимаем решения".


Со времен Эйнштейна физики говорят нам о том, что время - это устойчивое тик-так мира - гораздо причудливее, чем мы считаем. Оно не течет в одном, линейном направлении или не тикает ровно, как хронометр. Вместо этого оно зависит от самых разнообразных переменных. Мы ускоряемся - время замедляется. (Провалитесь в черную дыру и оно превратиться в вязкий ил). И нет ничего в математических законах физики, что говорило бы о том, что время течет только вперед. По крайней мере в теории, стрелки ваших часов могут тикать в обоих направлениях.

Но, если время такое странное, почему же оно выглядит таким обычным? Почему мы не ощущаем квантовой причудливости? Психологи и нейроученые начали исследовать феноменологию времени, начав не с пространства-времени, а с мясистого мозга. Если наше чувство времени - большая когнитивная иллюзия, то тогда, откуда она исходит?

Давайте начнем со смелого эксперимента, проведенного Дэвидом Иглманом. Он заинтересовался тем, почему время течет так медленно, когда мы по настоящему испуганы. Конечно, не так просто испугать кого-то в научной лаборатории или обманом заставить людей думать, что они умирают. Поэтому Иглман предложил оригинальную экспериментальную парадигму: СКАД-прыжок, который можно описать как банджи-джампинг (наподобие нашей тарзанки) без банджи. Субъекта поднимают в воздух (в статье 150, но не указано чего - прим.мое) и опускают (успешно) на большую сеть. Происходит следующее:

Погружение СКАД - это именно то, что было нужно Дэвиду - это по настоящему ужасно. Но, ему также был необходим способ оценить то, что происходило с мозгами в этом турбо-режиме. Поэтому он снабдил каждого испытуемого небольшим электронным устройством, называемым хронометром восприятия - схожим с наручными часами. Он высвечивает числа так быстро, что их не различить. В обычных условиях, стоя, скажем на земле, эти числа превращаются в простое пятно. Но, Дэвид понял, если мозги испытуемых будут в турбо-режиме, то они смогут прочитать числа.

Прошедший эксперимент был, как на это и расчитывал Дэвид, достаточно необычным для всех участников. "Мы попросили каждого определить насколько он был напуган по шкале от 1 до 10. И каждый сказал - 10". Все субъекты сообщили о эффекте замедления движения во время падения: они постоянно переоценивали время, требующиеся для падения. А какже числа хронометра восприятия? Они оставались неразличимым пятном.

"На самом деле, когда вы падаете, вы не находитесь в замедленном движении. Это не равнозначно тому, как работает замедленная камера", - сказал Дэвид:"В этом всем есть что-то гораздо более интересное".

Согласно Дэвиду, это все имеет отношение к памяти, а не к турбо-восприятию. "Обычно, наша память подобна решету", - сказал он:"Мы практически не записываем ничего из того, что проходит через нашу систему". Вспомните вашу прогулку по многолюдной улице: вы видите множество лиц, дорожные знаки, самые разнообразные стимулы. Большинство из них никогда не становится частью вашей памяти. Но, если автомобиль неожиданно свернет с дороги и понесется прямо на вас, ваша память изменится. Теперь она запишет все - каждое облако, каждый шматок грязи, каждую промелькнувшую мысль, все, что может быть полезным.


Это - глубоко Прустовская идея. Оказывается, что наше чувство времени глубоко переплетено с памятью, и что когда мы помним больше - когда мы чувствительны к каждой Мадлене и чашке чая - мы можем тянуть время, как одеяло. Это позволяет предположить, что простейший способ растянуть нашу жизнь - выжать больше опыта из этой смертной суматохи, быть более внимательным, более чувствительным к повседневным деталям мира. Таже логика применимо и к нашим каникулам. Если мы хотим, чтобы они тянулись подольше, то нам необходимо покинуть сонные пляжи, и вместо этого заполнить наши дни новыми впечатлениями, которые обратят на себя наше внимание и запомнятся.

Кроме того, связь между восприятием времени и плотностью памяти может работать и в обратном направлении, так что возможно увеличение нашей памяти за счет ускорения наших внутренних часов. В 1999 году, команда психологов из Манчестерского университета продемонстрировала, что возможно настроить наш "управитель темпа" подвергая людей воздействию быстро ускоряющихся звуков, подобных стучанию колес поезда или акустических тонов. Оказывается, что подобный звук - ускоряет и наши внутренние часы - они стучат немного быстрее - что означает, что все вокруг кажется происходящим немного дольше.

Новое исследование этой же лаборатории из Манчестера, использовавшее стук колес поезда для изучения воздействия ускорения темпа. Оказалось, что когда наши внутренние часы тикают быстрее, мы не просто воспринимаем внешний мир как движущийся медленнее - мы на самом деле больше о нем помним. Другими словами, наше чувство времени не просто иллюзия восприятия, на самом деле это регулятор скорости обработки информации в мозге. Когда оно тикает быстрее - мы можем больше обработать. Это - как встроить новые микросхемы в мозг. Вот отрывок из последнего исследования:

"Участники экспериментов оказались способны запоминать и распознавать значительно больше информации, если этому предшествовал стук колес поезда, чем те, которым предшествовала тишина."

Возвращаемся к программе СКАД-прыжков Дэвида Иглмана. Возможно, ощущение ужаса подобно стуку колес поезда, ускоряющим наши внутренние часы. Мы считаем время постоянным, но ничего постоянного в нем нет: даже мимолетное чувство может изменить темп всего.
Кросс-пост из журнала atraita за 31 августа 2010 г.

  • 1
интересно. наверно поэтому так приятно гулять под музыку, особенно буйную, ритм усиливает восприятие - видишь больше деталей - пейзаж, преломление света на воде или деревьях, а на улице ход машин может замедлиться от лирической муз. получается такой даже эффект замедленной камеры. но это редко бывает, дожно совпасть настроение+любимая музыка+погода. например дождь. думаю, что зрительно он подобен стуку колёс и тоже усиливает восприятие.

  • 1
?

Log in